О средствах массовой информации

Вопрос: О проведении проверки на предмет соответствия законодательству сведений, распространяемых в сети «Интернет» с размещением на интернет-сайтах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, и принятии мер.

Ответ: В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25 января 2016 г. № 75, Управление осуществляет государственный контроль и надзор в том числе за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

На интернет-сайты, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, не распространяются нормы законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Контроль содержания материалов, размещаемых на сайтах в сети Интернет, не зарегистрированных в качестве  средств массовой информации, не входит в компетенцию Управления.

Одновременно сообщаем, что отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе посредством сети «Интернет», регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации предусмотрена ст.17 данного закона. Разрешение спорных отношений, связанных с нарушением настоящего Закона, является компетенцией суда.

Принятие мер за распространение ненадлежащего контента в сети Интернет на сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ, относится к компетенции правоохранительных органов.

Вопрос: Об ограничении доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

Ответ: Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется как во внесудебном, так и в судебном порядке в соответствии с требованиями ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила). Оператором реестра является центральный аппарат Роскомнадзора.

Во внесудебном порядке осуществляется ограничение доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы с детской порнографией, пропагандой наркотиков и призывами к совершению самоубийств. С этой целью  для граждан и юридических лиц в соответствии с п.6 Правил реализована возможность по направлению ими в электронном виде обращений о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» подобной информации. Прием обращений осуществляется посредством заполнения гражданами и юридическими лицами электронной формы на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.zapret-info.gov.ru. Информацию о результатах рассмотрения обращений и о принятом решении об ограничении доступа к Интернет-ресурсам, указанным в обращении, также можно получить на указанном сайте.

Иные информационные материалы, распространяемые в сети «Интернет», могут быть признаны запрещенными только в судебном порядке. Решения судов, вступившие в законную силу, направляются оператору реестра для последующего ограничения доступа к указанным в решении Интернет-ресурсам в порядке, установленном ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Вопрос: О принятии мер к средствам массовой информации за распространение ими информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина или организации.

Ответ: Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее – Закон) определен порядок рассмотрения претензий к средствам массовой информации за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан или организации.

В соответствии со ст. 43 Закона гражданин, его законные представители или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Статья 44 Закона обязывает редакцию в течение месяца со дня получения требования об опровержении, либо его текста в письменной форме уведомить гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения, либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа. Основания отказа в опровержении регламентируются статьей 45 Закона.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суде в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за клевету, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 129 УК РФ, возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего. Органом, защищающим честь и достоинство гражданина, на основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, является суд.

Роскомнадзор не уполномочен принимать решение о наличии в содержании материалов СМИ информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина, не вправе обязать редакцию опубликовать опровержение.

Только после вступления в законную силу решения суда, установившего факт клеветы, Роскомнадзор вправе рассматривать вопрос о применении в отношении редакции СМИ мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Вопрос: О проведении проверок в отношении средств массовой информации на предмет соблюдения ими законодательства о выборах и принятии мер за нарушение указанного законодательства

Ответ: Управление в соответствии с возложенными на него полномочиями, определенными Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 75, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере средств массовой информации. В соответствии со ст.5 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) законодательство РФ о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ.

Управление в соответствии с Положением об Управлении и действующим законодательством не имеет полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о выборах, включая соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, в том числе в форме проведения проверок.

Полномочия Управления по пресечению противоправной агитационной деятельности средствами массовой информации определены ст.ст.16, 16.1 Закона о СМИ, п.58 ч.2 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и включают направление исковых заявлений в суд о приостановлении деятельности СМИ, вынесение предупреждений с учетом ч.1 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении в агитационных материалах признаков экстремистской деятельности, а также составление и направление в суд протоколов об административных правонарушениях. Данные полномочия применяются исключительно на основании представлений избирательной комиссии, как компетентного органа по контролю соблюдения установленного порядка проведения предвыборной агитации, содержащих достаточные данные о нарушениях, а в случае административных правонарушений, содержащих достаточные данные о событии административного правонарушения в соответствии с п.2 ч.1 и ч.3 ст.28.1 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным Управление оснований для проведения проверки на предмет соблюдения законодательства о выборах не имеет.

Вопрос: Относится ли контроль за соблюдением законодательства о рекламе к функциям Роскомнадзора?

Ответ: В соответствии с  постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная Служба Российской Федерации.

Время публикации: 26.12.2013 10:38
Последнее изменение: 02.04.2019 10:06