О персональных данных

Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?

Ответ: Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?

Ответ: В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г.    № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 266-ФЗ)

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.

Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

Вопрос: Вправе ли кредитная организация обрабатывать персональные данные физических лиц, получивших отказ в предоставлении кредита? Возможно ли хранить формы анкет-заявок на получение кредита в формате цифровых копий?

Ответ: Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации, подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Вопрос: В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О персональных данных» Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. Оператор осуществляет обработку лишь тех персональных данных, которые он вправе обрабатывать без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку. Однако оператор по ошибке направил уведомление в уполномоченный орган. Каким образом оператор может отозвать свое уведомление и попросить исключить его из реестра операторов? Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги "Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных" не предусматривает случаи исключения оператора из реестра в случае ошибочного направления уведомления.

Ответ: Существующий сегодня Административный регламент предусматривает исчерпывающий перечень оснований для исключения Оператора из Реестра, и действительно, такое основание как ошибочное направление уведомления им не предусмотрено. Административный регламент в этой части требует изменений, однако решение о внесении таких изменений будет приниматься Роскомнадзором.

Тем не менее, возникает вопрос, почему Оператор хочет исключиться из реестра. В среде операторского сообщества существует мнение, что организации, находящиеся в реестре, подлежат обязательно проверке уполномоченным органом, хотя на деле мы большее внимание уделяем тем организациям, кого нет в реестре, и учитываем этот факт при составлении плана проверок. Факт нахождения в реестре говорит о добропорядочности оператора и о прозрачности его деятельности. Многие жалобы начинаются со слов, что некого оператора нет в реестре, и далее звучит просьба его проверить. Поэтому, прежде чем исключаться из реестра, советую хорошенько подумать, а если ещё не внесены в реестр и имеются какие-то сомнения о необходимости подачи соответствующего уведомления, рекомендую сомнения оставить и уведомление подать, от этого больше плюсов, чем минусов.

Вопрос: Является ли обработкой персональных данных поступление телефонных звонков с целью проведения телефонных опросов граждан?

Ответ: Согласно, ст. 3 Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Осуществление же телефонного опроса без указания на фамилию, имя, отчество, дату рождения, адреса места жительства субъекта персональных данных и.т.д., само по себе подразумевает анонимность данного мероприятия и не является обработкой персональных данных какого либо конкретного субъекта персональных данных.

Вопрос: Является ли обработкой персональных данных поступления СМС сообщений и телефонных звонков с предложениями рекламного или информационного характера?

Ответ: Согласно, ст. 3 Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Вопросы, связанные с поступлением сообщений (звонков) рекламного характера (предоставления услуг), входят в компетенцию органа, осуществляющего государственный контроль по вопросам распространения рекламы в сетях электросвязи, Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Для прекращения дальнейшего использования номера телефона в рекламных целях (в частности, распространения рекламы в сетях электросвязи), целесообразно обратиться в ФАС. Рассмотрение обращений граждан, поступивших в ФАС, осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12.

Время публикации: 26.12.2013 10:36
Последнее изменение: 26.12.2013 10:36